17 декабря (вторник) в ДЕНЬ БЕЛОРУССКОГО КИНО эксклюзивная ретропрограмма «КАК И 85 ЛЕТ НАЗАД…»


17 декабря
(вторник)

Музей истории белорусского кино (ул. Свердлова, 4; тел. 327-10-75; (029) 627-10-75) в рамках приуроченного ко Дню белорусского кино тематического киноцикла
«КАК И 85 ЛЕТ НАЗАД…»
представляет эксклюзивную ретропрограмму из 02 фильмов-юбиляров, памятников отечественной кинокультуры, а именно:

17 декабря (вторник) 15-00 и 18-30

ДЖЕНТЛЬМЕН И ПЕТУХ.
Белгоскино, 1928, ч/б, 30 мин.
Сцен. И.Долгопольский, Л.Иерихонов. Реж. Владимир Баллюзек. В ролях: Л.Добровольский, Е.Волынцева, В,Баранова, С.Кузнецов, К.Гунн, Г.Раделин.

Первая белорусская кинокомедия с достаточно выразительным публицистическим запалом на злободневную тему – раздел Беларуси. По политической направленности это киноагитка, по жанровой природе – народный лубок, по киноязыку – эксцентрическая комедия. В центре сюжета – представленные в гротескном стиле смешные и весёлые недоразумения из жизни некоего недалекого графа, имение которого разделила новая граница между «панской Польщей и Советской Белоруссией». Сатирический, несущий в себе приметы народных представлений и чаяний рассказ об отрицательном персонаже многочисленных сказок, его главном раздражителе петухе (воплощении рассвета на земле) и смекалистых сельчанах достаточно умело использован в пропагандистских целях. Особая роль в фильме отведена остроумным титрам-коментариям происходящего на экране, составленным по принципу контрапункта. Съемки фильма проходили в Витебске.

ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО.
Белгоскино, 1927 [в/э 20.III.1928], ч/б, 66 мин.
Сцен. Серафима Рошаль, Вера Строева. Реж. Григорий Рошаль. В ролях: Леонид Леонидов, Мария Синельникова, Юлий Унтершлак, Тамара Адельгейм, Николай Черкасов, Михаил Ростовцев, Абрам Гринфельд.

Уникальный в своем роде историко-революционный фильм, где предпринята попытка средствами кино воссоздать известное реальное событие – покушение на жизнь виленского губернатора фон Валя, совершенное рабочим-сапожником, членом еврейской партии «Бунд», Гиршем Леккертом 5 мая 1902 г., повешенным уже 10 июня того же года, двадцати трех лет отроду. Пожалуй, единственный случай в истории советского кино (первый и последний), когда оно обращается напрямую (хотя и не без политической косметики) к герою-бундовцу, герою-одиночке, герою-террористу, пошедшему поперек даже линии собственной партии. Причем, речь идет здесь о человеке вполне конкретном, лишенном какой-либо харизмы, реальной или придуманной, о простом сапожнике, не склонном к какой-либо партийной дисциплине, человеком с обнаженным чувством социальной и национальной справедливости. Если роль Леккерта досталась непрофессионалу – настоящему рабочему Ю.Унтершлаку («сработал» модный тогда типажный принцип подбора исполнителей), то две другие ключевые роли (губернатора и старого религиозного фанатика-равина) выразительно (особенно вторую) сыграл выдающийся актер Московского художественного театра Л.Леонидов, создавший яркий обобщенный образ реакции (в мундире и в рясе). Улицы Вильно (недоступные тогда нашим кинематографистам) «сыграли» улицы Орши, где проводились натурные съемки городских эпизодов. Поставленная (параллельно с еще четырьмя любопытными проектами) в соответствии с самым первым перспективным планом производства художественных фильмов Белгоскино, эта лента свидетельствует о беспрецедентной широте сюжетно-тематических возможностях белорусских кинематографистов «лет великого перелома». Кстати, их обращение к данной судьбе представляется не случайным. О подвиге Леккерта были сложены песни, написаны две драмы, а в 1922 г. в Минске установлен памятник, в последствии снесенный. Фильм имел и другие (рабочие и прокатные названия) – «Губернатор и сапожник», «Гирш Леккерт», «Губернатор», «Евреи»…

130