Итоги сезона 2011 – 2012


С 15 по 29 ноября с.г. в выставочном зале "Музея истории белорусского кино" демонстрируется традиционная республиканская выставка белорусских художников-сценографов «ИТОГИ СЕЗОНА 2011 – 2012», на которой будут представлены эскизы и макеты 10 авторов к более чем 20 театральным спектаклям республиканских и областных театров страны последнего года.
Открытие выставки в сопровождении квартета «Ренессанс» – 15 ноября в 17-00

Эскизы театральных художников являются неотъемлемой частью создания спектакля. Все чаще они приобретают самостоятельную художественную ценность, вырастают в своеобразный вид творчества.
На сегодняшний день закономерно также стремление художников к обновлению в театре выразительных средств, что определяет новое качество белорусского театрального искусства. Так в работах А.Сорокиной, В.Правдиной, О.Мацкевич, Д.Волковой с помощью визуальных метафор открывается новое интеллектуальное пространство. Об этом свидетельствуют макеты и эскизы к спектаклям «Горе от ума», «Лесная песня», «Театр Уршули Радзивил», «Кот в сапогах».
Сценография В.Тимофеева давно стала достаточно влиятельным со-интерпретатором драматургии. В работе к спектаклю «Пан министр» художник стремится к созданию цвето-пластической среды, что работает на идею спектакля, ведет мысль, возбуждает чувство.
В работе главного художника театра Оперы и балета А.Костюченко к опере «Седая легенда» ощутим дух эксперимента, не ради формальных новшеств, но ради более полного раскрытия музыкального произведения. Его сценография – это всегда жанровая и стилевая разноплановость. В одних постановках художник сохраняет живописные реалистические традиции, в других осваивает современную модернистскую эстетику. Очевидно, что он все более увлечен новаторскими процессами типичными для современного театра, и одновременно его отличает глубоко уважительное отношение к традиционным формам белорусской сценографии.
Природа дарования Валерия Рачковского, стремящегося вместе с такими талантливыми режиссерами как О.Жюгжда, А.Лелявский, к поэтическому иносказанию, к языку притчи, за которыми просвечивает точная и емкая мысль, счастливо воплотилась в спектаклях кукольного театра, таких как «Вий», «Осторожно, свинья». Он вошел в творческую жизнь в конце 80-х годов, когда язык театрального искусства заметно усложнился и обогатился поисками новой образности, емкими метафорами, смелыми, неожиданными ассоциациями.
Нельзя не отметить работы О.Грицаевой, Т.Нерсисян, Л.Сидельниковой, Е.Булгаковой, идеи которых заняли прочное место на сценах белорусских театров.
В целом, можно сказать, что на поиск пути новой белорусской сценографии ушло несколько десятилетий. Примером служит выставка «Итоги сезона 2011–2012». Она предлагает свои правила восприятия. В эскизах и макетах сценографов, как в зеркале отражаются не только их мысли и вкусы, не только то, что пережито, но и то, что предстоит. Многие работы выходят за пределы сценографии и становятся событиями художественной жизни – итогом талантливых раздумий, труда и мысли.
Ирина Рахманова

73